В условиях глобализации культурного единства происходит стирание этнических различий и идентичностей разных народов. История чувашского народа (суваров) сопровождается этноассимиляционными процессами, когда часть одного этноса поглощается другим, как пример при массовом принятии чувашами христианства.
Через образы тотемных столбов (на чувашском языке – «юпа») обозначающих вертикаль, соединяющую 3 мира: богов, людей и духов, я обнажаю реликты лежащие в основе этнокультурной идентификации чувашского народа, уникальные мифологические воззрения, традиции и обычаи, отражающие их философское мышление, язык и культуру.
ПИХАМПАР
Главное божество земной группы, Серебряной горы, нашего мира. Считается самым сильным богом. Часто предстаёт в образе волка. Он не злой и не добрый (сувары не делили мир на добро и зло) - его волки (собаки Пихампара) могут задрать скот, а сам Пихампар может спасти телёнка от смерти. Главное, хорошо его попросить и хорошо задобрить.
МУЗЫКАНТ
Пузырный инструмент (Пузырный инструмент (Чувашская волынка - Шăпăр и сарнай являются национальным, древним и главными музыкальными инструментами чувашей. бывает двух типов: 1) шӑпӑр, шабр, шыбыр, пузырь (из пузыря животного) и 2) сарнай (из кожи животного). Все старинные музыкальные инструменты идут от язычества, шаманов. Поэтому изначально на волынке играли только мужчины и их считали волшебниками.
СОЛНЦЕ-ОТЕЦ
Сувары боготворили солнце. Землю называли «ама» – мать всему, прародительница всего живого, а солнце – «хӗвел» – отцом всему. Сохранилось выражение «Хӗвел ашшӗ» - название божества. Весной Солнце влюбляется в Землю. Солнечные лучи проникают все глубже, согревая своим теплом. А Мать-Земля за ласку и тепло отвечает взаимностью, и тогда всё вокруг зацветает.
МАМАЙ
По древним традициям самую добрую, заботливую, любящую детей женщину, совет рода выбирал стать Мамай - покровительницей детей рода. У суваров не было брошенных детей. Если ребенок становился сиротой, то его воспитывала мать-берегиня из рода.
ВОИН СВЕТЛОГО МИРА
Воин - стоящий на страже «светлого мира». По верованиям сувар земля четырёхугольная и в заговорах часто упоминается «четырехугольный светлый мир» (Тăват кĕтеслĕ çут çанталăк). В каждом углу земли стояли на страже земель и людской жизни чудо-богатыри. Они охраняли наш мир от всякого зла и несчастий.
ЗАЩИТНИК РОДИНЫ
Скульптура символизирует образ отца, защищающего Родину. Олицетворяет собой мужественность, силу духа и благородство
ДРЕВО ЖИЗНИ
Проси у дерева здоровья, завяжи ленту и болезнь пройдет. Так считали древние чуваши.
ЮРАТУПА-КИРЕМЕТ
Символ любви и верности -олицетворение сына венценосного бога Киремет и юной богини любви и верности Юрату. Киремет делил счастье между людьми, оберегал от бедствий, злые духи подбили людей убить его. Киремет сожгли на костре, а пепел развеяли, и куда упал пепел, проросли дубы, сосны, липы, в которых и обрела пристанище душа Киремет. Юрату не смирилась, и во имя любви, спустилась в загробный мир, прошла сложнейшие испытания (7 кругов ада), вызволила и воскресила любимого, соединившись с ним.
ПИРЕШТИ
Дух - человекоподобный вестник, являющийся посредником между людьми и богами, покровитель дома, следящий за домашним уютом и благополучием
ЖЕРТВЕННЫЙ БЫК
В период созревания хлебов Мăн чÿк (учук) - сувары проводили Великое жертвоприношение. Это не праздник, и нет народных гуляний. Жертвоприношение проходило на священном месте "ичук" раз в 9 лет. Обряд назывался Турă тăракан чÿклес. В жертву приносился белый бык и сопутствующие животные скот и птица. Участники обряда благодарили за девятилетний урожай верховного бога Турă. Молодежь к обряду не допускалась.
АСАН
Асан -народный герой, который хотел спасти любимую Пинеслу, что была наказана богиней Сехмет.
Асан сильно горевал, потеряв любимую, но однажды взглянув на ночную Луну он увидел Пинеслу. Поняв, что с любимой случилась беда, Асан смастерил крылья и полетел спасать Пинеслу, а чтобы не сбиться с пути, держался Млечного Пути. Пинеслу увидев летящего Асана запела от радости. Богиня Сехмет услышала песню и чтобы не дать воссоединиться любимым, рассыпала по небосводу звезды, видимо-невидимо. Асан сбился с пути и заблудился и канув в темень, а Пинеслу навечно осталась одна.
ЧРЕСЛА
Чресла женщины, откуда появляемся все мы, как символ продолжения рода. И наверху, родившаяся из этих чресел девочка, которая пока сама никого не родила, но скоро и её чресла подарят миру человека
РОД
Все люди произошли от одного предка. Скульптура напоминает о нерушимости людского племени.
АННЕ-МАМА
Анне — для сувар понятие священное. Произносились эти слова только когда говорили о своей маме.
Их никогда не использовали в бранной речи или в насмешку. О чувстве долга перед матерью говорили: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». Древние чуваши считали, что самое страшное проклятье — материнское, и оно обязательно сбудется. Песни рисуют портрет ласковой и строгой матери. В народной педагогике подчеркивалась особенная роль матери в воспитании дочери, будущей матери. Когда после рождения ребенка спрашивали о поле новорожденного, мать отвечала «Хам валли» - «Для себя» (если родилась дочь).
СЕТНЕР и НАРСПИ
Нарспи и Сетнер – Обаятельный образ образ влюблённых Сетнера и Нарспи, буквально чувашских Ромео и Джульетты, из поэмы классика чувашской литературы, Константина Иванова. Поэма «Нарспи» повествует о трагической любви бедняка Сетнера к девушке Нарспи, дочери богатых родителей. Поэма пробирает высокой простотой, эмоциональной силой и композиционной стройностью.
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Двусторонняя скульптура, рассказывающая о связи поколений.
Три поколения:дедушка, мужчина и парень, который готов жениться.
На противоположной стороне мы видим женские образы: бабушка, женщина и девушка, которая готова выйти замуж.
СУВАР
Скульптура воина-сувара. Сувары - народ, входивший в состав Булгарского государства. Сувары были отличными земледельцами и храбрыми воинами.
РЕШИТЕЛЬНЫЙ
Символ твёрдости и непоколебимости в поступках, сама решительность и непреклонность
НЕРЕШИТЕЛЬНЫЙ
Символ беспомощности, нерешительности, отсутствие воли в поступках и колебания в выборе.
Если молодой человек излишне скромен в общении с девушками, ему не хватает решимости завязать отношения, то за помощью надо идти именно в подземный мир. По поверью, надо было найти бревно в форме девушки и лечь на него, попросив божеств потустороннего мира отогнать излишнюю скромность. Тогда скромность исчезнет и юноша сможет без страха общаться с девушками.
МЕЧ АТИЛЛЫ
Марс (римский бог войны) обладал мечом, который даровал преимущество в войнах. Этот меч обрёл царь гуннов Атилла и, по преданию, объединил все родственные племена в Великую Империю гуннов. Потомки гуннов переселились в Среднее Поволжье и основали город Сувар, от которого началась история чувашского народа, считающего Атиллу великим предком своей нации.
ОТЕЦ ЗОЛОТОЙ ГОРЫ
Отца сравнивают с золотом, самым дорогим металлом, от него зависит жизнь семьи.
Золотая гора – символ далекого прошлого человечества. Золотой эпохой представляется жизнь прародителей героев, богатырей, исполинов. Одновременно это и идея высших божеств Верхнего мира.
ХРАНИТЕЛЬ
Бог добра, удачи и блага. Представляется старцем с белой бородой, в белой одежде и с посохом в руках. Является днём путникам, заблудившимся в дремучем лесу, чтобы вывести их на дорогу.
ЖИВОТВОРЯЩЕЕ НАЧАЛО
В суварском народе почтенна роль мужчины-отца, наполненного силой зачатия жизни, сакральной и животворящей энергией.
УЙРАЛУ-ПРОЩАНИЕ
Сувары считали, что разлука, это не только грусть и печаль, но и множество чувств, сформированных сложными человеческими отношениями, а передать полностью свои чувства можно через биение сердца в объятиях, и потому при прощании обязательно обнимали друг друга.
ЦЕЛОМУДРИЕ
Чыс Намӑс-симӗс - Честь, стыд, совесть. Образ женской нравственности - нравственный, чистый и мудрый подход к различным аспектам жизни. И это касается не только отношений с мужчинами, но и отношение к вредным привычкам, к себе, своим словам и обещаниям.
ХЫПАР
Образ богини ХЫПАР, в традиционном костюме суварской женщины. ХЫПАР - вестница, приносит добрую или худую весть.
ЧЕГЕСЬ - МАТЬ УЛЫПА
Матери Улыпа семьсот лет. Многое видела она, много знает. Мать на первом месте. В чувашской истории первенствующая роль в сохранении жизни выпала на женщину. От материнских слов богатырь Улып проникается уважением к людям труда и будет их защищать от напастей и бед.
ЧЕЛЕМ
Дух показывающий дурь человеческую. Он призывает не курить табак - его голова уже стала пустой, как основание трубки и думать он больше не может.
БИЧУРИН
Образ чувашского китаеведа Никиты Бичурина. Ему принадлежат слова, которые и запечатлены и здесь: "Поднялся сам — подними своих предков". Это говорит о том, что нельзя забывать своих предков. Если их нельзя забывать, значит, нельзя забывать их заповеди, традиции.
ЗНАХАРЬ
Образ хранителя народной мудрости, опыта, передаваемого из поколения в поколение. В мифологии суваров, птицы - символы верхнего божественного мира, чистые существа, а слияние птицы и знахаря - символ передачи знаний через высшие силы
МАСТЕР
Покровитель мастеров-плотников. С топором в руках сувары прокладывали путь, ставили дом, изготавливали утварь и заготавливали дрова.
СОЛНЦЕ ЕДЕТ НА БЫКЕ
Древние чуваши считали, что день начинается медленно, так как до полудня Солнце едет на быке, вместе со своими дочерьми. И говорили: - Вставай с солнцем. До обеда чуваш должен делать работу, а после обеда отдыхать.
СОЛНЦЕ ЕДЕТ НА АРГАМАКЕ
Древние чуваши считали, что после полудня, Солнце вместе с дочерьми едет на аргамаке, конь быстрее быка и время к ночи идёт быстрее. И говорили: - Вставай с солнцем. До обеда чуваш должен делать работу, а после обеда отдыхать.
ДЕВУШКА И МЕДВЕДЬ
Скульптура повествует о любви Девушки и Медведя, по мотивам старинной чувашской сказки.
КӐМӐЛ
КӐМӐЛ - настроение, образ внутренних, психических актов и качеств духовной и душевной жизни человека. Если эмоция молниеносна, то настроение может плавно меняться в течение дней и недель.
ХАЯР
Дух, который вносит в среду людей споры и драки, и может наслать на людей (и не только) бедствия и тяжёлые болезни, вплоть до смертельных. Включает в себя несколько определений: начиная от «КРЕПКИЙ-СТРОГИЙ/СУРОВЫЙ-СИЛЬНЫЙ-ОСТРЫЙ» до «СЕРДИТЫЙ-ЛЮТЫЙ-СТРАШНЫЙ-УЖАСНЫЙ-ЗЛОЙ»
ЙЕРЕХ.
Легенда гласит, что в целом это божество не плохое, способное делать добро, но и способное сделать пакость, нахулиганить. За это поселили его подальше от людей. И долго-долго он не видел белого света. И когда спустя много лет вышел он из заточения, то увидел, что люди сделали с миром, с природой, с животными, то его глаза полезли на лоб от удивления и ужаса. Может поселиться в амбарах и сараях. Говорят, что если с утра вы заходите в конюшню, а у лошадей хвосты заплетены в косичку, значит, здесь побывало это божество.
АРСУРИ
Существо в образе высокой обнажённой женщины.
Любимые животные - змеи и ящерицы. Арсури сбивает людей с дороги, пугает жутким хохотом, издевается, щекоча и вырывая зубы. Отличается боязнью воды и любовью к езде на лошадях, доводя животное до изнеможения. Арсури можно было поймать, намазав спину лошади смолой или дёгтем. Согласно поверьям, в Арсури превращаются души людей, умерших преждевременной или насильственной смертью.
БЕДА
Скульптура демонического существа, странствующего в поисках людей, обречённых на несчастье. Беда идёт им навстречу или преследует их. Сувары говорили: "Беда ходит не по лесу, а по людям"
РУСАЛКА
Прекрасная дочь отца и матери Великой Воды. Русалка заманивает неосторожных рыбаков, корабелов и случайных путников, особенно в лунную ночь. Всплывает на поверхность и расчёсывает свои чудные изумрудные кудри из струящейся воды. Беда настигает подвергшихся её чарам. Одного хотят русалки - защекотать до смерти и утопить, обеспечивая пищей Лешего (Леший питается душами утопленников)
ХУХЕМПИ-ИСКУСИТЕЛЬНИЦА
Одна из слуг Лешего. Приходит по ночам в виде прекрасной дивы, умеющей оморочить душу. Заиграет, затомит в горячих объятиях. Не любя - полюбишь, не хваля - похвалишь. В итоге, юноша не думает об обычных девушках, о женитьбе и рождении детей, а поддаётся чарам красавицы. Искусительница так изматывает юношу, что тот теряет покой, сходит с ума или умирает.
ЧИКЕ-СТАРИК
Старик сам в локоть, а борода в два локтя. Охраняет границы миров и защищает детей. В одной руке палица, а другую собрал в кукиш от злых духов
ПРИСТАНИЩЕ ДУШ
Сувары верили, что их душа после смерти живет в коре дерева и перед тем, как срубить дерево, лесоруб просил прощения у духа леса или у самого дерева.
СЫХЧА - ХРАНИТЕЛЬ ДУШ
Хранитель душ, дающий испытания людям, проверяющий их силу духа и контролирующий доступ в Верхний Мир
МИРОВОЕ ЯЙЦО
Сувары считали, что их мир, их Вселенная возникла из громадного Мирового Яйца, символизирующего Начало. Часть скорлупы стала небом, а часть - землёй. Изнутри вышли боги и люди.
МАТЬ-ОРЛИЦА
Мать-Орлица обожествлённая. Сидит на яйцах, выводит птенцов, даёт жизнь. По верованиям сувар, у всякого живого, простого или божественного существа, главнейшей являлась Мать.
УША-ЮПИ
Уша Юпи — элемент чувашского жилища, имевший в древности сакральное значение. Он представлял собой полый столб около печи и являлся чем-то вроде алтаря для общения с Тура (богом) и духами ушедших предков
КЭПЕ
Образ покровительницы всех матерей. Кэпе живёт между небом и землёй, налаживает связи между людьми и богом.
БЫК О 12 РОГАХ
Скульптура одного из элементов мироздания сувар. Двенадцатирогий бык держит в рогах Землю, иногда подкидывая её, и тогда люди ощущают землетрясение.
ТРОН НЕВЕСТЫ
Скульптура "Трон невесты". По традициям для невесты делался трон с навершием в виде иконы где изображены предки. Когда у молодой жены трудности, она варит кашу и поминает их.
ОСНОВА МИРА
Образы условных мужчины и женщины в момент слияния. Гармония и любовь - основа мира
ОРЛИЦА - МНЕ МАТЬ
Орлица - мне мать. В преданиях часто сравнивают мать с орлицей. Ведь именно она, как никто из живых существ, так близко не бывает к Богу. Заботливую мать обожествляли.
ЧИСТАЯ МЕЧТА
В скульптуре вырезан образ девочки, которая с малых лет мечтает вырасти красавицей, выйти замуж и быть самой счастливой.
МУЖСКОЕ НАЧАЛО
Дух знаменующий мужское начало, корень желаний создания семьи.
РУКА ВЕРХОВНОГО ОТЦА
Скульптура символизирует избавление от сглаза. Сбросить сглаз можно было достигнув небес и подав руку Верховному Отцу
АТАЛ-БОГАТЫРЬ
Давным-давно жил народ, который поклонялся солнцу, почитал землю и любил жизнь.
Народ знал, что без солнца нет жизни на земле. Однажды на солнце напал трёхглавый дракон и нанёс глубокие раны на золотом теле. Побледнело солнце, стало на земле темно и тоскливо. В это время родился на земле мальчик, и назвали его Атал. Он вырос и стал настоящим богатырём. Лучшие кузнецы за 7 дней и ночей выковали меч, с которым отправился Атал спасать солнце. Три дня и три ночи боролся богатырь с драконом, отрубил его головы и освободил солнце. Засияло благодарное солнце и вернулась на землю счастливая жизнь.
СТАРАЯ ВОЛЧИЦА-МАТЬ
Давным-давно возле высоких гор одно сильное племя напало на соседнее. Уничтожили всех, остался лишь один младенец. Воины думали, - сам умрёт. Нашла ребёнка волчица, выкормила его и вырастила вместе с волчатами. Когда мальчик повзрослел, волчица родила от него 10 сыновей, и когда выросли они, спустились с горы и каждый украл у соседних племён по невесте. И всем жёны родили по 10 сыновей. Так их род стал сильным и многочисленным.
АЙ-УЙ ОГОНЬ
Образ огонька. Чуваши считали, что молодые девушки, выходя замуж, должны забирать из родительского дома огонек в виде горящих углей и приносили в новый дом, создавая свой домашний очаг. По обычаям невеста является хранительницей очага. Если мать жениха еще жива, то наполовину. Если умерла мать со стороны мужа, то она уже является покровительницей домашнего очага.
ВЕЛИКИЙ БОЛГАР
Скульптура в память о столице суваро-болгар, Волжской Булгарии - могущественного государства на территории Поволжья в V-X веках.
СПАСИТЕЛЬНИЦА-МАТЬ
Жил-был богатырь и помогал людям, за что народ его очень любил. Но, сердитый Бог Зимы однажды превратил сердце богатыря в кусок льда. Мать богатыря заметила, что сын стал холодным и злым, и поспешила на помощь. Когда богатырь спал, мать прыгнула 7 раз и обернулась могучей орлицей. Полетела к солнцу и рассказала о беде. Солнце не заставило ждать и направило горячий луч к сердцу богатыря, растопив лёд, вернув доброго и любящего сына.
© Copyright 2024 Yuri Pritisk - All Rights Reserved